Домашние задания в психотерапии

Домашние задания в психотерапии

Психотерапия в методе когнитивно-поведенческой терапии рассматривается не в контексте отдельных консультаций с психотерапевтом, а как непрерывный процесс, начинающийся еще на первой встрече при знакомстве. И домашние задания, которые дает психотерапевт после каждой консультации, являются важной частью этого психотерапевтического процесса.

Домашние задания – это планируемые терапевтические мероприятия, которые предпринимают клиенты между сеансами терапии. Содержание заданий подбирается индивидуально в каждом случае в зависимости от проблем, над которыми работают, запроса терапии, поставленных целей и т.д. Психотерапевтический процесс невозможен без выполнения домашних заданий. Именно они дают возможность клиенту полученные на консультации знания, навыки, психотерапевтические техники, идеи и т.д. перенести в свою повседневную жизнь, в ситуации, где возникают проблемы.

Домашние задания могут быть достаточно разнообразны, иногда даже уникальны, если проблема достаточно специфична или не стандартна. Тем не менее, можно выделить основные или наиболее распространенные из них: заполнение опросных листов; заполнение бланков по мониторингу настроения/питания/и т.д.; ведение дневника мнений; написать/описать что-либо (связанное с вопросом над которым работают); слушать определенные аудио (в контексте психотерапии); практиковать конкретные техники; делать поведенческие эксперименты; читать статью/книгу, говорить что-то/кому-то, думать (сознательно корректировать ход собственных мыслей в соответствии с рекомендациями психотерапевта); желать что-то/чего-нибудь/кому-то и тому подобное; чего-то сознательно не делать. Данный список далеко не исчерпывающий и может быть дополнен еще многими видами домашних заданий – они могут быть очень разными, но для все они должны иметь практическое содержание (т.е. быть полезными) в контексте психотерапии и решения проблем, над которыми работают психотерапевт с клиентом.

Так как первые консультации проводятся в целях знакомства, обследования, определения проблем и целей терапии, выбора пути их достижения, построении психотерапевтического отношения, то на данном этапе домашним заданием может быть, например, заполнение тестов и опросных листов, подготовить перечень ресурсных активностей, почитать соответствующую литературу и т.д., что позволит собрать больше информации о клиенте и существующих проблемах или подготовить клиента к следующим психотерапевтическим сессиям.

Следующие консультации являются терапевтическими, они предусматривают домашние задания, непосредственно касающиеся работы над решением проблемы, с которыми работают психотерапевт с клиентом, и должны помочь их решить. Эти задания обычно более индивидуальны и конкретны, поскольку направлены на решение конкретной проблемы (или проблем) определенного конкретного клиента со всеми его индивидуальными особенностями, и предусматривают достаточно четкий перечень действий, которые нужно предпринять (или чего делать нельзя).

Следует также сказать о домашних заданиях в структуре отдельной терапевтической сессии. В начале консультации, после приветствия, текущей оценки состояния клиента, краткого обзора промежутка между консультациями, терапевт может перейти к осмотру домашнего задания с предыдущей психотерапевтической сессии. Независимо от того, выполнил ли клиент домашнее задание (полностью или частично) или вообще не выполнил, обсуждение домашнего задания будет осуществляться. Это делается для того, чтобы помочь клиентам определить, чему они научились из полученного опыта, какое значение этот опыт имеет для достижения целей терапии и как оно связано со случаем конкретного клиента. Даже невыполненное домашнее задание – это тоже опыт. Если были трудности с выполнением домашнего задания, оно частично или полностью не было выполнено, это также подлежит обсуждению. При необходимости психотерапевт помогает определить соответствующие эмоциональные, когнитивные или практические причины невыполнения заданного задания и совместно с клиентом строит план как справиться с этими трудностями. Примером этого может быть разделение домашнего задания на меньшие части/объемы, изменение задания, уточнение по технике выполнения, возможно действия будут направлены на напоминание о наличии домашнего задания разными способами (с помощью использования календаря, будильника, стикера и т.д.). Клиентам не нужно избегать или бояться следующей терапевтической сессии, если они не сделали домашнее задание – анализ этих затруднений поможет в ходе самой терапии. Ваш терапевт поддерживающим способом поможет с этими моментами. Однако не следует злоупотреблять с невыполнением/частичным выполнением домашних заданий, поскольку они направлены на решение имеющихся проблем, а их невыполнение или частичное выполнение без объективной причины приводит к снижению эффективности терапии и росту количества необходимых психотерапевтических сессий, или же к невозможности решения проблемы вообще.

Выбор следующего домашнего задания осуществляется во второй половине сессии и может быть связан с предыдущими домашними заданиями (их повторение или же скорректированное, или логическое продолжение предыдущего) и/или непосредственно связанное с терапевтическим содержанием текущей сессии или подготовкой к следующей сессии. Домашнее задание обычно выбирает терапевт, но может привлекать и клиента.

Клиенту должно быть понятным домашнее задание, как его выполнять, когда, а также для чего его делать. Он должен понимать важность выбранного домашнего задания и роль его в терапии, какую потенциальную пользу она может принести. Клиент может задать уточняющие вопросы по поводу домашнего задания, высказать свои мнения по нему. После обсуждения следующего домашнего задания идет его планировка. Это уже общая работа, где клиент активно вовлекается. Происходит четкое планирование действий клиента: как, когда и что делать (не делать); как будет оцениваться результат; обсуждаются возможные трудности при выполнении задания и пути их преодоления; может быть мини репетиция выполнения задания еще на сессии или пример как ее выполнять и т.д. При необходимости терапевт может использовать дополнительные вмешательства, например, техника решения проблем путем разделения домашнего задания на меньшие части, обсуждение преимуществ и недостатков выполнения выбранного задания.

Благодаря работе вне консультаций и происходят когнитивные и поведенческие изменения, закрепляются навыки, а также это позволяет клиенту научиться самостоятельно справляться с проблемами под наблюдением терапевта.

Интересных и продуктивных домашних заданий!

Список использованных источников:

1. Using homework assignments in cognitive behavior therapy Edited by

Nikolaos Kazantzis, Frank P. Deane

Kevin R. Ronan, Luciano L’Abate

Routledge Taylor & Francis Group New York London 2005

2. Когнитивная терапия Полное руководство Джудит Бек, д-р философии Предисловие Аарона Бека, д-ра медицины Москва • Санкт-Петербург • Киев 2006

3. Шкала оцінки основних КПТ-навичок (ACCS). Kate Muse, Freda McManus, Sarah Rakovshik і Helen Kennerley. Український інститут когнітивно-поведінкової терапії, 2015

4.https://www.nmikhaylova.ru/domashnie-zadaniya-v-kognitivno-povedencheskoy-psihoterapii/

5.https://www.psychologytoday.com/us/blog/cbt-and-me/201704/how-much-does-homework-matter-in-therapy

6.https://www.goodtherapy.org/for-professionals/software-technology/practice-management/article/assigning-homework-in-cognitive-behavioral-therapy

Последние статьи

Как поменять привычки?

Фундаментальный ответ на этот вопрос мы давали в статье «Привычки как ответ на вопрос ‘кто…

Домашние задания в психотерапии

Домашние задания в психотерапии Психотерапия в методе когнитивно-поведенческой терапии рассматривается не в контексте отдельных консультаций…
Страница в Facebook
Запишитесь на консультацию прямо сейчас

отправьте запрос и наш администратор свяжется с Вами в ближайшее время