Мозг

С 15 по 17 марта, во Львове состоялся семинар «Нейробиология в психотерапии». Лекции читал директор УИ КПТ Олег Романчук. И мы, чтобы не отставать от современных тенденций, посетили его почти полным составом.

Информации очень много, поэтому мы попробуем поделиться основными тезисами со всех трех дней.


    Вступительная часть. Общая нейробиология.

  • Наш мозг был создан для выживания первобытного человека и за это время практически не изменился.

Кора и подкорка

  • Нервные клетки умирают – и это хорошо! Тем самым они дают место для рождения новых нейронов, в результате чего увеличивается скорость и качество передачи информации. Этот процесс называется нейрогенез. Человек сам во многом может влиять на процесс нейрогенеза. Обучение, физические нагрузки, полноценное питание, сон – это то, что положительно сказывается на процессе эволюции наших нервных клеток.

Нейроны

 

  • Мозг не отдельная структура, а часть сети, то есть социума.

социальный мозг

  • Кора практически незрелая при рождении, ее формирование почти полностью зависит от социального опыта в течение жизни.
  • Если ребенок растет в условиях депривации, у него сморщивается гиппокамп, который принимает участие в процессах памяти и нейрогенеза, и мозолистое тело (самая большая структура, соединяющая полушария).
  • Миндалевидное тело (наши эмоции) связано с лицевым нервом для коммуникации, в том числе межвидовой.
  • Миндалевидное тело также разделено на левое и правое. Левое отвечает за проактивные действия – радость, злость. Правое – грусть и тревога.
  • Вентральный отдел блуждающего нерва отвечает за социальную коммуникацию, эмпатию, успокаивает тело, настраивает мышцы лица и голос для доброжелательного взаимодействия с другими.

вагус

  • Фронтальная кора – главный интегратор и менеджер мозга.

    Аутизм

  • Основная проблема аутизма – риелин не подключает системы социального взаимодействия, но они у него есть.
  • Лучшим видом лечения будет постоянное общение с ребенком.
  • Рекомендованный фильм к просмотру «Тэмпл Грандин».

    Нейробиология депрессии

  • Огромную роль в вероятности возникновения депрессии играет версия гена переносчика серотонина. При s/s-версии – вероятность высокая, при l/l – ниже, но ключевую роль играет количество критических событий, вызвавшие стресс у человека.
  • При депрессии уменьшается активность вентролатеральных зон префронтальной коры (критическое мышление).
  • Увеличивается активность миндалевидного тела и инсулы, что ведет к усилению эмоций и неприятных телесных ощущений вследствие.
  • Поясная извилина зацикливает мысли.

   Self-control

  • В этот раздел входят: расстройства регуляции злости, пищевого поведения, ОКР, аддикции, прокрастинация, сексуальные проблемы, гедонизм.
  • Центр желаний (прилегающее ядро) находится рядом с базальными ганглиями, что позволяет удовлетворять наши желания, автоматически не задействуя кору.
  • Наиболее эффективной является групповая терапия.
  • Рекомендованная книга к прочтению К. Макгоникал «Самоконтроль».

   Тревога

  • У человека две системы тревоги: быстрая (подкорковая) и медленная (кортикальная).
  • Быстрая система тревоги работает по принципу «береженого Бог бережет», использует ассоциативные связи для распознавания опасных стимулов, связана с имплицитной памятью (неосознаваемый прошлый опыт).
  • Медленная система лучше анализирует, взвешивает, регулируется корой головного мозга, связана с научением, опытом, социальной передачей информации.

нейробиология тревоги

  • При тревожных расстройствах кора малоактивна, поэтому наиболее действенным будет поведенческая терапия экспозициями.

    Психотравма

  • Любовь по биомеханизму сравнима с симптомами ПТСР.
  • Резилиентность – состояние психики, которое дает способность к востановлению после психотравмы.

 

Нейробиология психотравмы

  • Х/ф «Спасибо за вашу службу».

 

Еще раз спасибо за чудесные три дня во Львове институту КПТ и Олегу Романчуку в частности! Это были основные тезисы, а более подробную информацию по каждому из расстройств мы будем выкладывать в наш блог!